Никто и звать никак
Участок земли со стареньким летним домиком в деревне Головеньки Наро-Фоминского района Московской области Зорий Грантович Апресян с женой Виолеттой Борисовной Каширской купили в 1994 году. Что для них это значило, можно судить по одному факту: став дачниками, супруги завели и дачный дневник. В нем - вся их простая деревенская жизнь: головеньковские рассветы и закаты, первые огурчики с грядки, сосны вдоль забора, которые сажали своими руками... Несколько безмятежных дачных сезонов промчались как один день. А потом в СНТ "Интер", где находится дача Апресяна, сменился председатель правления. И безмятежности пришел конец.
Членские взносы вдруг пустились в галлоп. Две тысячи, три, пять, десять... Был год, когда и по 22 тыс. руб. просили с участка. В этом году правление народ "пожалело", положив на участок по 11,5 тысячи, но это - без учета налога на землю и счетов за свет, которые дачники в СНТ оплачивают самостоятельно. Помимо взносов есть еще и другие сборы - то на дорогу, то на трансформатор. И Апресян задался вопросом: почему на даче он чувствует себя исключительно кошельком, в котором все время должны быть немалые суммы? Походил по соседним СНТ - они, стоящие на точно такой же земле и такую же хозяйственную деятельность, за все платят в разы меньше. Виолетта Борисовна (на нее в свое время оформлялась покупка дачи) обратилась к председателю правления с просьбой предоставить ей документы, объясняющие, из каких таких потребностей СНТ складываются собираемые с дачников астрономические суммы. Говорит, что в ответ прозвучало: "Ничего мы вам не предоставим. Вы вообще не член СНТ".
А не будут брать - отключим свет!
Садовой книжки, подтверждающей членство, на руках у Каширской действительно не было. Именно в тот момент, когда она вступала в товарищество, книжки в правлении закончились. "Мы сейчас допечатаем доптираж, а вы позже зайдите", - попросило ее тогдашнее руководство СНТ. Позже Виолетта Борисовна не зашла, в чем сейчас кается. Но книжка ей за все эти годы ни разу и не понадобилась. Счета приходили отдельными квитанциями, членские взносы оплачивались по "приходнику". И вдруг - вы не член товарищества! "А не член товарищества - значит, и членских взносов с нас не требуйте", - отреагировал Зорий Грантович. В этом году супруги их впервые не заплатили.
А в очередной приезд на дачу их ожидал неприятный сюрприз. Те самые сосны вдоль забора, которые пенсионеры посадили почти 20 лет назад, спилили. До сих пор за то варварство им больно. Деревья никому не мешали, не стояли на чьей-то дороге. Но вот - строптивым пенсионерам, требующим доказательств прозрачности финансовой деятельности товарищества, показали, кто на даче хозяин. И на этом их беды, увы, не закончились. Как-то приехали супруги в Головеньки, а в доме нет света. Отключили за неуплату... членских взносов. И можно было списать все это на обычный бытовой конфликт, если бы по соседству с дачей Апресяна не стоял дом Светланы Чернышовой - еще одного члена СНТ "Интер". Ее тоже отключили от света - отказалась платить некий "экологический сбор". Всего лишь две с лишним тысячи в год с участка, но, как говорит дачница, никаких обоснований его уплаты правление людям не предоставило. И вообще, добиться от председателя правления документов, подтверждающих, что собираемые с дачников деньги тратятся именно на то, на что берутся, возможным не представляется. Финдеятельность СНТ покрыта мраком и идет по известному из киноклассики принципу "а не будут брать - отключим свет!". И таких, как Апресян и Чернышова, с претензиями в адрес правления в товариществе нашлось еще несколько семей.
Несогласные поставлены на счетчик
Версия председателя СНТ "Интер" Ирины Шведовой выглядит так. Якобы, когда несколько лет назад был куплен новый трансформатор, обеспечивший бесперебойное электроснабжение, товарищество чуть в трубу не вылетело - фактическое потребление электроэнергии стало в несколько раз превышать платежи за свет. Решили: все счетчики вывести из домов на улицу, чтобы правление могло контролировать их исправность и сверять показания с тем, что фиксирует трансформатор. Несколько человек, в том числе и Апресян, отказались. То ли денег пожалели на эти работы, то ли есть, что скрывать. А у товарищества - недостача по платежам. Кто будет компенсировать? Отключить несогласным свет, как уверяет председатель правления, СНТ правомочно. Во-первых, у него в уставе прописано, что за неуплату членских или прочих взносов правление может лишать дачников коммунальных благ. Во-вторых, за отключение проголосовали большинство членов СНТ. И вообще - все решения в СНТ "Интер", начиная от размера членских взносов и заканчивая необходимостью любых других платежей, принимаются на общем собрании большинством голосов.
Версия выглядела правдоподобно - ровно до того, как я попросила показать документы. Устав. Решение собрания. Или хотя бы ту бумагу, которая регламентировала сам процесс отключения, - электрик же должен был где-то расписаться за свои действия. "Все документы - только по официальному запросу из редакции", - ответила на это председатель правления. Официального запроса из редакции у меня на руках не было - отправляясь из Москвы в Наро-Фоминск, я и не предполагала, что устав СНТ и решение собрания за подписями 40 дачников относятся к документам госважности и выдаются только по запросу. Об этом председатель правления, заранее осведомленная о визите журналиста, не предупредила. То ли забыла. То ли есть, что скрывать. Поневоле поверишь оппозиционно настроенным членам товарищества, когда они говорят, что от председателя ни одного расходного документа не добьешься. Видимо, от пенсионеров с лопатами и граблями тоже требуют официальных запросов.
Дело выигрышное
В Ассоциации юристов России, ссылаясь на судебную практику, утверждают: ни председатель правления СНТ в частности, ни все правление целиком отключать дачников от электричества не вправе. Это может сделать только электроснабжающая организация - и то при наличии у Апресяна долга за свет и неисполненного предписании о его погашении. Юрист Елена Головешкина объясняет, какими должны быть дальнейшие действия ветерана войны: составить акт об отключении, потребовать у председателя письменных разъяснений, получить на руки предшествующее отключению решение правления СНТ и обращаться с иском в суд. Дело выигрышное.
Только вот... Зорию Грантовичу 86 лет, Виолетте Борисовне - 72 года. Больше у них никого нет. Вытянут ли два пожилых человека многомесячные судебные тяжбы? Главный редактор и заместитель главного редактора известных всей советской стране журналов, по своей профессии восстанавливавшие справедливость, сегодня оказались беззащитными? И День Победы ветеран Великой Отечественной встретит на даче без света, потому что так решило СНТ?